top of page
Поиск

Психологическая помощь пациентам с туберкулезом

Обновлено: 17 янв.

Принять свой диагноз, настроиться на длительное лечение, не потерять мотивацию на пути к выздоровлению - с этим пациентам с туберкулезом может помочь психолог. Однако специалистов, которые посвятили себя психологической поддержке людей с туберкулезом в Кыргызстане немного. С недавнего времени в Национальном центре фтизиатрии работает психолог Гульзат Кадыралиева, которая помогает пациентам поверить в свои силы в борьбе с заболеванием.

 

- Здравствуйте, Гульзат Эрмековна! Спасибо, что нашли время на интервью. Расскажите пожалуйста, каким образом пациенты попадают к вам на терапию?

 

- Как и к другим узким специалистам пациентов ко мне направляет лечащий врач. Для пациентов с ЛУ или МЛУ есть специальные тесты на приверженность и тревожность, на их основании видно, нужен ли пациенту психолог. Во время сеансов мы также проходим тесты, чтобы отслеживать динамику. 


 

- Всегда ли охотно пациенты идут на диалог с вами?

 

- В моей работе очень важно расположить к себе пациента. Я обязательно проговариваю, что наши разговоры конфиденциальны, это помогает пациенту раскрыться. Некоторую информацию, важную для лечения, я передаю лечащему врачу, но личные истории и переживания остаются в моем кабинете. Это закон психолога. С женщинами проще установить контакт, они более эмоциональны, охотнее делятся тем, что у них на душе. Мужчины более закрыты. В среднем пациенты ходят ко мне на терапию около месяца.

 


- С какими психологическими проблемами вам приходится чаще всего работать?

 

- Проблемы очень разные, но чаще всего это неприятие своего диагноза. Например, у меня буквально недавно была пациентка, она не хотела принимать препараты, говорила, что врачи поставили ей неверный диагноз, она была уверена, что исследовали не ее анализы и произошла ошибка. Она категорически отказывалась пить лекарства, думала они нанесут большой вред ее организму, при том, что у нее была открытая форма туберкулеза.

После недели наших сеансов пациентка начала принимать лекарства. Где-то внутри она знала, что диагноз ей поставили верный, но не до конца понимала серьезность своей болезни. Очень важно мотивировать людей с туберкулезом, говорить, что это заболевание излечимо, больше рассказывать о недуге. К каждому пациенту нужен свой подход. С кем-то нужно очень мягко, с кем-то пожестче. Психолог не может давать пациенту конкретные решения, мол так делай и все будет хорошо. Мы можем только направлять. Если случай очень серьезный, у человека депрессия, то его направляют к психотерапевту.

 

- Почему психологическая поддержка так важна для людей с туберкулезом?

 

- Вот представьте себе, человеку ставят диагноз, а он например единственный кормилец в семье. Из-за болезни он должен будет оставить свою работу на неопределенный срок. У человека вся привычная жизнь меняется. Кроме того, у нас очень сильны стигма и дискриминация, пациент боится, что близкие, родственники, друзья от него отвернутся. Как им сказать?

У меня была женщина, которая очень просила скрыть ее диагноз от свекрови. Она боялась, что кайнене не пустит ее домой. Если узнают, что у нее туберкулез придется разводиться с мужем. Такие истории очень часто встречаются.

Потому очень важна психологическая поддержка, объяснить человеку, что это временно, что если он будет принимать лекарства и следовать рекомендациям врача, то сможет вернуться к своей обычной жизни. Было бы хорошо, чтобы психолог работал также с родственниками, объяснял, как важно поддерживать человека на пути к выздоровлению, не дискриминировать и не стигматизировать его. Особенно это важно, так как у нас идет упор на амбулаторное лечение. Однако специалистов не хватает, и такая работа ведется на недостаточном уровне.

 


- Вы уже год работаете с ТБ пациентами. Какой кейс вам больше всего запомнился?

 

- У меня был интересный случай. К нам поступила молодая незамужняя девушка, как оказалось она была беременна. Она собиралась сделать аборт. Я к ней подошла, мы очень долго разговаривали, и она все-таки решила рожать. Мы провели с ней много сеансов, она мне часто звонила, когда ей было тяжело морально. Пригласили ее маму, она рассказала ей, что ждет ребенка. Мама была, конечно, шокирована, переживала, что люди про них скажут. Девушка закончила лечение, родила.

Не так давно, мне позвонила эта девушка, попросила встретиться, сказала, что хочет показать мне своего сына. Ее родители приняли и очень любят внука.

 

- Почему так мало психологов выбирают работать с пациентами с ТБ?

 

- Я думаю, это из-за недостаточной информированности о заболевании. Люди боятся заразиться, не знают, как соблюдать меры инфекционного контроля. Плюс стигматизация.

До того, как стать психологом, я работала кейс-менеджером, я хорошо понимаю пациентов с туберкулезом, умею с ними разговаривать, знаю, как передается и не передается заболевание, сколько они лечатся и т. д.

 


- Психологическая поддержка очень важна не только пациентам, но и их родственникам. На фоне кадрового голода, возможны ли альтернативы? Например, поддержка с помощью помощника на базе искусственного интеллекта?

 

- Это направление новое. Большой плюс, что этот помощник может ответить на вопросы пациентов и их родственников в любой момент, ведь у всех есть телефоны, и пациент будет знать, что это анонимно. Также человеку, который чувствует себя одиноким всегда будет с кем поговорить. Мне кажется, что на фоне сложившейся ситуации это было бы хорошо. Но в любом случае, также необходим контроль специалистов.

76 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page